«В гармонии с миром и с собой»: Социально значимый учебный курс для школьников


«В гармонии с миром и с собой»: Социально значимый учебный курс для школьниковВ педагогике и психологии произошло не рядовое событие: после десятилетней разработки и апробаций наконец презентована очень важная и давно ожидаемая коллективная работа «Культура жизненного самоопределения". Это не популярная брошюра и не менторски-назидательная научная работа, которую учителя полистают и из-за нехватки времени отложат, а интегрированый курс для учащихся всех классов общеобразовательных учебных заведений.

Вместе будут учиться учителя и родители, поскольку воспитание твердых ценностных ориентаций у детей - вещь непростая. Особенно сейчас, по окончании влияния на детей и молодежь пионерской и комсомольской идеологии. Потому что сейчас верят кто во что хочет. Как мудро сказал главный педагог украинской столицы Борис Жебровский: «Пионеры из детской жизни ушли, а скауты еще не пришли».

Презентация уникального учебного и воспитательного курса, который разбит на четыре раздела: «Я», «Мы», «Деятельность» и «Окружающий мир», состоялась в столичной гимназии № 48, директор которой Марьяна Босенко была автором идеи, а ученики - первыми волонтерами. Марьяну Ивановну сразу же поддержали доктор педагогических наук из Института проблем воспитания Академии педагогических наук Украины, координатор программ Христианского детского фонда Ирина Зверева, профессор, член-корреспондент АПН Украины Лариса Коваль и Фонд ООН (ЮНИСЕФ) в Украине.

«Может, кто и удивится, почему этот проект так долго разрабатывался, - сказала Марьяна Босенко, - но не педагог или психолог. Ведь они знают, как осторожно надо относиться к детским душам, чтобы умело и вовремя поддержать все лучшее, что природа даёт ребенку, и не позволить развиться темному и недоброму».

Поздравив научный коллектив с победой, заместитель начальника ГУОН столицы Раиса Сидорова вспомнила, как десять лет назад в этой самом зале слушала пылкие слова педагогов и психологов о необходимости такого курса, и выразила удовлетворение тем, что все удалось. Как и на каждых именинах, говорилось немало хороших слов, и самое главное, что сможет дать детям новый предмет.

Уважение вызывает основательность курса. В методических рекомендациях предусмотрено и расписано все до мелочей - что и как преподавать в каждом классе. Есть глоссарий (толковый словарь) понятий и терминов и перечень необходимой литературы.

Кто не забыл себя в детстве и подростковом возрасте, знает, как важно вовремя получить ответы на сотни вопросов, всплывают в голове и душе, как важно иметь кого-то, кто бы развеял сомнения, которые нередко порождают комплексы на всю жизнь. Родителям могло не хватать времени на такие беседы, желания или образования. Открытости мешали стереотипы, ошибочные представления о воспитании и ценности.

«Культура жизненного самоопределения» дает ответы на всё благодаря изучению четырех базовых компонентов развития и становления личности: отношение к себе (личностное самоопределение); отношение к другим; отношение к деятельности и отношение к окружающему миру.

Теоретической же основой курса являются базовые категории - добро, зло, вера, долг, справедливость, свобода. Психологи хорошо поработали, чтобы дети шли к овладению курса именно путем самоопределения. За всеми этим терминами - желание как можно быстрее адаптировать ребенка к жизни. И если малыш уже с первого класса будет иметь четкое представление о себе - своих внешних и внутренних качествах, особенности эмоционального мира, уметь делать самооценку и самоанализ потребностей, знать свои сильные и слабые стороны, родители должны низко поклониться авторам курса.

Тем, кто читает эти строки, скептически улыбается - мол, что так мало поймут, напомню народную мудрость о том, что ребенка надо учить, пока поперек лавки лежит. «Культура жизненного самоопределения» и исправит то, чего родители «поперек лавки» не заметили.

Бесценным является и второй базовый компонент - отношение к другим. Он предусматривает формирование навыков общения, толерантного отношения и эффективное взаимодействие с родителями, сверстниками и взрослыми (другой веры, цвета кожи, пола и убеждений) - с уважением, без предубеждений, стереотипов и конфликтов. Можно высказать надежду, что не часто придется краснеть за подростков, юношей и девушек в маршрутке, которые равнодушно наблюдали, как молодая хрупкая мама пытается одновременно удержать на руках оживленное и достаточно беспокойного полуторагодовалого мальчугана и рассчитаться с водителем, а никто и не пошевельнулся, чтобы уступить ей место.

Не менее важны разделы «Отношение к деятельности» и «Отношение к окружающему миру», поскольку приучают ребенка к труду, самоорганизации, качественному отдыху, удачному выбору профессии, а также - осознание величия и многогранности мира, где он - личность, от которой зависит качественное настоящее и будущее человечества. В «Слове к родителям» авторы курса призывают их быть сотрудниками в достижении высокой цели - воспитании самодостаточных, гармоничных граждан. Мощная методическая база курса предусмотрела все подводные рифы и поэтому просто «разжевывает», как его подать в «Особенности изучения курса» в начальной, средней и старшей школе.

Веру в то, что у «Культуры жизненного самоопределения» - большое будущее, усилили темы занятий в разных классах. В первом - «Какой я», «Моя семья - моя колыбель», «Захватывающий мир природы». Во втором - «Мой внешний вид», «Люди вокруг меня» (об уважении и волшебные слова), «Как стать другом». В седьмом классе учителя будут говорить с учениками об уважении и самоуважении, в восьмом - о дружбе, влюбленности и любви, в девятом - о жизненных ценностях, жизнь как ценность (вспомните печальную статистику суицидов, которые вызывают душевная пустота и отсутствие дружеского плеча), как противостоять давлению и строить отношения с другими.

Все эти темы каждый где-то слышал, в каких-то школах и классах учителя об этом говорили, но как аккумулированный, даже спрессованный и одновременно доступен учебный курс «Культура жизненного самоопределения» - первый и пока единственный. Об этом сказал и директор Департамента среднего общего и дошкольного образования Министерства образования и науки Украины, кандидат педагогических наук Павел Полянский, заметив, что создавая этот курс, авторы «... приняли непосильную штангу, что было бы невозможным без ежедневного общения с учениками, родителями и причастности к педагогической науки. Это наилучшее сочетание философии, культурологии и педагогики».

Между прочим, каждому, кто готов менять мир к лучшему, создавать подобные значимые проекты на стыке самых разных гуманитарных дисциплин, дорога открыта. Достаточное количество вузов предлагают получить навыки социокультурного проектирования. В числе таковых, например, Ивановский государственный химико-технологический университет (ИГХТУ), ведущий подготовку специалистов не только технического, но и гуманитарного профиля. В частности, в ИГХТУ открыта специальность "Культурология". Выпускники-культурологи ИГХТУ создают проекты в сфере экологии культуры, организуют культурные мероприятия, преподают школьникам и студентам различные дисциплины гуманитарного профиля.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.