Образованные раритеты


Образованные раритетыОдна моя знакомая, весьма колоритная дама бальзаковского возраста, произнесла потрясающую фразу: «Как трудно в современном обществе нам, образованным людям!». При всей комичности этой фразы и явных параллелях с высказываниями приснопамятного Карандышева есть в ней, как писали классики, «великая сермяжная правда». При всем изобилии спецшкол, лицеев, гимназий, вузов, – не просто вузов – Академий, Университетов – качество образования оставляет желать намного лучшего. Кадровую лакуну, возникшую вследствие десятилетнего «вымывания мозгов», восполнить некем. Известно множество примеров, когда выпускники вузов (заметьте, гуманитарных), приходя устраиваться на работу, не могут написать заявление без ошибок. Отличники, краснодипломники!!! Мастодонтами, раритетами стали просто грамотные люди. И происходит это не в последнюю очередь потому, что люди катастрофически мало читают для удовлетворения «естественной потребности здорового организма» в духовном саморазвитии. Гуманитарный компонент в нашем образовании стал практически лишним.

Когда-то я преподавала в кулинарном ПТУ в Черкассах срочно введенный предмет «фольклор и этнография родного края». Один из слушателей спросил: «А зачем повару этнография?» После моего встречного вопроса: «А что, повар не человек?» эта тема была закрыта. Не знаю, нашлась бы я с ответом теперь!

И когда меня спрашивают, возможно ли получение европейского образования в Украине, у меня возникает масса встречных вопросов: а что такое «европейское образование»? Каковы его характеристики? Чем оно отличается от «не европейского»? Существуют ли вообще в нашей стране люди, способные внятно ответить на этот вопрос? И главное – зачем нашим детям европейское образование? Для того лишь, чтобы выполнить требования Евросоюза? Или все же для того, чтобы взращивать свободных, умных, способных обучаться, уважающих себя и окружающих людей граждан своей страны и мира?

Если вспомнить, в связи с чем, собственно, возник термин «гуманизм», то понятно, что гуманизация образования невозможна без воспитания в ребенке осознания собственной значимости. Неуклюжие попытки школьных психологов внушить детям мысль о том, что «они тоже личности», приводят, как ни парадоксально, лишь к возрастанию банального детского хамства. Да и как я, например, могу объяснить своей двенадцатилетней дочери, что она личность и живет в свободной стране?! Ведь ее учительница, забыв, видимо, о том, что личная неудовлетворенность уровнем жизни и оценкой её педагогических усилий государством не может изливаться на детей, начинает рассказывать на уроке, что-де нечего им делать в этой стране, что все они рано или поздно уедут за границу!

Человеку вредно расти в нелюбимой стране. Человек не может вырасти полноценной, незакомплексованной личностью, если он не уверен в том, что его любят, что ему желают добра – родители, учителя, страна, правительство, президент, Бог… Список можно продолжить.

Поэтому проблема не в том, возможно ли получить в Украине образование европейского уровня. Проблема, по-моему, в том, чтобы захотеть получить качественное образование, как бы оно не называлось. Гуманизироваться надо, граждане.
Елена Радзивилл
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.