Почему так поздно завершился учебный год?


Почему так поздно завершился учебный год?Новацией 2016-2017 н. г. стало завершение учебного года 1 июля. Оказывается, что это сделано не случайно. Поскольку нынешнее ДПА-ВНО растянулось аж до 16 июня (химия), а выпускные вечера рекомендовано провести 24-25 июня + задержка выдачи аттестатов медалистам, поэтому становится понятным, почему так поздно завершался учебный год.

ДПА-ВНО в который раз вызвало серию нареканий, претензий, недоразумений и даже таких явлений, о которых раньше мало слышали. Школьная администрация в который раз стало «связистом» между региональными центрами ОЯО и учениками. Формирование пакета документов, проверка на правильность заполнения, отправка, получение и выдача - все это легло на плечи школьной администрации или ответственных лиц.

Так жесткая централизация прежде всего выгодна МОН, РЦОКО, поскольку гарантирует 100% контроль за движением заявлений на подготовительном этапе сдачи ГИА-ВНО. Привязка ГНА к ВНО добавляет хлопот школьной администрации, потому что он должен нести ответственность и за сопровождение выпускников к пунктам тестирования. Хорошо, когда этих выпускников немного. А если их 131, и они расписаны по 7-9 центрам, и каждой группе нужно обеспечить сопровождение?

Первый экзамен проходил 23 мая (вторник) в начале рабочей недели. Уже со среды прошлой недели ученики массово перестали посещать школу. Повторилась прошлогодняя картина срыва учебного процесса 11-классников. Единственное хорошо, что это происходило в последнюю неделю обучения. Неужели нельзя предсказать подобного, имея горький опыт прошлогоднего проведения ГИА-ВНО? Разве не проще завершить обучение 11-классников в начале или середине мая, чтобы не дезорганизовать проведение уроков в выпускных классах?

В который раз предметом обсуждения и нареканий стали задачи ДПА-ВНО. Большинство задач ориентирована исключительно на проверку знаний. Досадным оказался тот факт (для многих выпускников нашего заведения), когда ученики решили довольно сложную задачу на параметры и не успели переписать её на листок ответов. Им просто не хватило времени.

Возникает вопрос: а какая функция пробного ДПА-ВНО? Зайти, посидеть и выйти из аудитории, где проводится испытание? Или максимально приблизить процедуру пробного испытания в реальных условиях тестирования? Если пробное тестирование и в дальнейшем будет таким, то количество желающих проходить его заметно уменьшится.

Волну обсуждений вызвало и тщательное отношение и проверка школьников именно на входе в пункты тестирования. После украинского языка поднялась «буря» недовольств и жалоб относительно несоблюдения личных прав школьников. Контроль был несколько ослабленным и тут оказалось (лично об этом услышал впервые!), что на последующих сессиях ученики использовали разного рода средства для списывания. Об этом они активно делились в соцсетях и рассказывали педагогам. Один ученик мне так и заявил: «Жаль, что я не додумался взять шпоры. Все, кто их принес - списывали».

Публичное определение пороговых баллов по предметам, по-моему, стало ярким примером не только падение нашего образования в пропасть, но и попыткой ускорить это падение. С одной стороны было стыдно смотреть на эти «торги» за баллы, которые ежегодно сползают вниз вместо того, чтобы подниматься вверх, а с другой - в который раз убедиться, что подобного могло не произойти, «если бы мы учились так как надо, то мудрость была бы своя...». И здесь речь идет не только об обучении учеников, но и всех, кто причастен к ГИА-ВНО.

Нужно не только просмотреть содержание и характер задач, но и вводить уровни. Условно это должно выглядеть так: I уровень - базовый (основной, элементарный), II уровень - академический (усложненный), III уровень - профильный. Или же вместо трехуровневых задач вернуться к двухуровневых, как уже это было несколько лет назад по математике.

По украинскому языку порогового балла не преодолели более 16 тыс. выпускников, что равно 543 классам (!).

Есть над чем думать всем!
Виктор Мисан,
кандидат педагогических наук, доцент, заслуженный учитель Украины
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.