Как удержать ІТ-мозги в Украине


Как удержать ІТ-мозги в УкраинеДля европейского общества - дуальное образование давно не ноу-хау. Эта идея получила развитие в Германии еще в семидесятых годах прошлого века. Впоследствии инициативу переняли Канада, Австрия, Швейцария и ряд других стран, где принципы дуального образования успешно реализуются и сегодня.

Почему же дуальное образование является таким важным для отечественного ИТ-сектора? Самое главное - это шанс остановить или хотя бы уменьшить отток талантливой молодежи за границу и тем самым дать возможность кадрово усилить отечественные IT-компании. Особенно это важно для продуктовых IT-компаний, заинтересованных в новых «мозгах», способных генерировать и апробировать креативные идеи. Соответственно, компании смогут получить перспективный продукт, а государство - новые поступления в бюджет.

Но подчеркну: дуальное образование - не гарантия, а шанс для удержания в Украине талантливой молодежи. Что же делать для того, чтобы все-таки превратить шанс в гарантию?

К тому же, как оказалось, принципы дуального образования способны выступить катализатором для других положительных процессов в системе отечественного ИТ-образования.

Как известно, одним из основных звеньев современных технических университетов ведущих стран являются инновационные центры по разработке новейших технологий в различных отраслях. В советских институтах эту функцию с различным уровнем успешности выполняли научно-исследовательские секторы и конструкторские бюро. Сейчас это звено в наших университетах, в основном, в упадке, а то и вовсе отсутствует.

Однако именно через это звено реализуется основной принцип дуального образования в университетах мира, когда специалисты инновационных центров, являющихся одновременно преподавателями, формируют вектор обучения студентов старших курсов, задействованных в разработке проектов центра. Конечно, этот вектор обучения направлен в сторону специализации учебных дисциплин, по особенностям проектов. Один из моих студентов-программистов, который продолжил обучение в университете под Монреалем, работая над проектом по программированию микроконтроллеров для локомотивов, вынужден был овладеть соответствующие разделы теплофизики.

Отсутствие или недостаточная развитость инновационных центров в отечественных университетах вызывает необходимость прямого вмешательства компаний в систему украинского ИТ-образования путем корректировки учебных программ и предоставления своих специалистов для ведения занятий. Реализация дуального образования добавит еще один элемент - работу старшекурсников в ИТ-компаниях. На самом деле это будет только юридическим констатацией давно существующей ситуации, когда активные и способные студенты, начиная в основном с 3-го курса, работают по ИТ-компаниях Киева, Харькова, Львова.

Все эти процессы, безусловно, позитивны по сравнению с состоянием, если бы ИТ-компании просто стояли бы в стороне от образовательной деятельности. Однако это, на мой взгляд, останется процессом «латания тришкиного кафтана», когда из года в год ИТ-компании вынуждены будут выполнять несвойственные, присущие им образовательные функции, беря на себя обязанности университетов.

Корректировать учебный процесс, предоставлять образовательные услуги должен университет вместе со своим инновационным центром, но отнюдь не ИТ-компании. Если не решить проблему с созданием реальных инновационных центров в университетах, для ИТ-компаний и ИТ-образования реализация принципов дуального образования превратится в бег по замкнутому кругу.

Во-вторых, это не решит проблемы с ростом потока активных абитуриентов, которые выезжают для обучения за границу. Напомню, сочетание обучения старшекурсников в вузах с работой в ИТ-компаниях реально существует и существовало давно и без провозглашения дуального образования с высоких трибун. Тем не менее, креативные молодые люди не хотят терять (реально - учиться с низким коэффициентом полезного действия) два-три года на младших курсах. Не хотят иметь реальных унизительных проблем с деканатами и преподавателями, которых надо уговаривать во время сессий на старших курсах в то время, когда дедлайн по проектам надвигается неотвратимо.

Помните известное выражение - когда водитель левой рукой держит руль, а правой - колено красивой соседки, он оба дела делает плохо. Сегодняшнее сочетание украинскими старшекурсниками обучение в университетах и ​​работы в ИТ-компаниях напоминает сидение на двух стульях. Или вышеупомянутого водителя...

Боюсь, что введение провозглашенной дуального образования радикально ничего не изменит... Именно потому, что университетское образование не связано с работой студента над проектом.

Но представьте себе, что было бы, если бы университетские дисциплины... (дальше можно, наверное, не продолжать). И ещё бы с первого семестра... Это была бы мечта... И это бы точно удержало значительную часть абитуриентов, которые смотрят за границу. «Интересные проекты, интересная учеба - что еще нужно студенту, чтобы остаться в Украине» - перефразируем афоризм из неповторимого «Белого солнца пустыни». Только добавим: «Еще с первого семестра! Гарантировано!»

Сделаю небольшое резюме - какими же все таки должны быть шаги для остановки оттока отечественных абитуриентских «мозгов».

  • Во-первых, дисциплины должны стать реальным фундаментом для проекта, над которым работает студент. И это касается всех типов учебных дисциплин - и фундаментальных (математика +), и базовых (дискретная математика +), и прикладных (проектирование программного обеспечения +).
  • Во-вторых, студент должен работать над исследовательским или индустриальным проектом в нормальном режиме, а не в состоянии нежелательного исключения.
  • И в-третьих. Важное. Оба шаги необходимо делать с первого дня обучения. Иначе, абитуриент, привыкший к фейкам в системе образования еще со школьной скамьи, все равно выберет гарантированную зарубежную «синицу в руках».
Неужели это можно сделать? В нашей системе образования?

Перед тем, как ответить: «Да!!! Можно!!! », - небольшое отступление на три абзаца.

С 2015 года по инициативе ОО «Фонд развития инноваций» и поддержки МОН в старших классах общеобразовательных школ нескольких регионов Украины реализуется проект «Школьник-программист». В 2016 г. к проекту присоединились образовательная платформа SmartMe University и Днепровский городской отдел образования с проектом «Днепр IT-школа». Результат - подготовлено около тридцати 11-классников, пять из которых успешно прошли собеседования в ИТ-компаниях, шестеро получили сертификат Java-программиста уровня Professional от Oracle, около двадцати ребят представили Android-проекты в декабре прошлого года.

Но наиболее показательным стал двухдневный ученический Хакатон по обработке данных беспилотников, в котором приняли участие пятнадцать школьников в составе четырех команд, который был проведен в апреле этого года в Днепре. Специалисты компании Ciklum, которые формулировали задачи на Хакатон и оказывали допустимые консультационные услуги во время соревнований, были приятно удивлены уровнем разработки как математических моделей, так и соответствующих Java-кодов для всех четырех команд. В целом, все четыре команды выполнили поставленные задачи по разработке фрагмента реального проекта.

Таким образом, многократно доказано достижения главной цели проекта «Школьник-программист» - возможность подготовки непосредственно на протяжении обучения в общеобразовательной школе специалиста на уровне, близком к профессиональному junior программиста.

А при чем здесь дуальное образование?

Вниманию ИТ-компаний, особенно - продуктовых.

Вышеупомянутых 11-классников можно пригласить на собеседование и протестировать после завершения экзаменов ВНО - после 14 июня. Если уровень подготовки устроит - берите их на испытательный срок на летний период и убедитесь, действительно ли можно заключать с этими юношами и девушками (также и девушки) контракт на работу с сентября. На работу и одновременное обучение в университете по программе, которую ИТ-компания получит возможность корректировать по своему усмотрению уже с первого курса. Обучение в университете, конечно, будет на контрактной (платной) форме, однако зарплаты студента первокурсника однозначно хватит как на оплату университета образовательных услуг, так и на собственную стипендию.

В какой университет?

Не поверите, но в структуре нашего высшего образования, по меньшей мере, один государственный университет, который согласился принять участие в эксперименте со студентами первого курса специальности «Компьютерные науки и информационные технологии», обучая первокурсников полностью на принципах дуального образования. С широким применением элементов дистанционного образования, предоставлением возможности студентам работать в ИТ-компании с первого дня обучения, адаптацией учебной программы под особенности проектов, над которыми работает студент.

Учитывая, что половина из подготовленных 11-классников уже находится под наблюдением продуктовых компаний из Киева, Львова и Ивано-Франковска, учебная платформа SmartMe University предлагает украинским 11-классникам и ИТ-компаниям проект, главная суть которого заключается в следующем.

В промежутке между завершением экзаменов ВНО и окончанием срока подачи документов на контрактную форму обучения 400 абитуриентов на восемь недель получат возможность бесплатного он-лайн обучение по интенсивной программе курса JavaGR8, что соответствует апробированной учебной программе проекта «Школьник-программист». Во второй половине августа абитуриенты получат собеседование в заинтересованных ИТ-компаниях, пройдут короткий испытательный срок и заключат два контракта - с ИТ-компанией и университетом.

А не мало ли восьми недель для подготовки? Маловато, безусловно. Однако на теоретическую подготовку вместе с основами проектного практикума в ходе реализации проекта «Днепр IT-школа» ушло вместе пять недель интенсива. К тому же, обучение для первокурсников - только начинается...

И, наконец, последнее.

Наблюдая ход и результаты вышеупомянутого Хакатона, я видел перед собой сочетание двух стихий - мудрого спокойного руководства опытных специалистов Ciklum и огненного юношеского задора старшеклассников. А почему это не прообраз того, что в мире называют инновационными центрами? Я вижу вполне реальным, что из этих нынешних 11-классников через лет пять сформируются исследователи, преподаватели новой формации. Они не получат инъекции негативного отношения к образованию в отличие от нынешних старшекурсников, которые бегут из надоевших занятий в офисы IT-компаний, как только это станет возможным. Возможно, именно с этого проекта начнется становление реальных инновационных центров отечественных университетов...
Сергей Ищеряков,
Java-тренер компании Smart Me University
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.