Качества ума


Качества умаСуществует ряд свойств, которые обобщенно определяют мышление и называются качествами ума. К ним относятся: гибкость, глубина, широта, критичность, быстрота, творческий ум.

Критичность ума — это способность определять и оценивать свою умственную деятельность. Некоторые люди, перед тем высказать какую-нибудь свою мысль, успевают тщательно взвесить ее содержание, что дает возможность избегать ошибок; мысли, которые первыми приходят в голову, они не считают лучшими и могут отбросить прочь негодные мысли без сожаления.

Некритичность мышления отличается поспешностью принимаемых решений и отсутствием проверки возникающих в сознании предположений. Именно при этом необходимо говорить: «Хорошенько подумайте, прежде чем отвечать!». Некритичность в какой-то мере свойственна возрасту учащихся, однако одни подвержены ей больше, а другие меньше. Недостаточная критичность мышления часто обусловливается малой глубиной ума.

Глубина ума — это способность вникнуть в суть явлений. Это свойство дает возможность человеку не ограничиваться пусть и детальным, но поверхностным ознакомлением с каким-либо фактом, событием, объектом, но и понимать специфические, непосредственно не выявляющиеся характерные особенности изучаемого материала. В противоположность этому качеству говорят о неглубоком, поверхностном уме, т. е. недостатке мышления, заключающемся в скольжении по фактам, без проникновения в их сущность, разбрасывании по мелочам и неумении выделить главное.

Обучение и воспитание учащихся требует от педагогов глубокого обдумывания их психических свойств и проявления этих свойств в поведении и деятельности. Заметить тот или иной поступок учащегося или его ошибочное действие нетрудно. Значительно труднее вскрыть непосредственную причину, чтобы, устранив ее, исключить повторение подобных ошибок в будущем. Для этого и требуется глубокий ум.

Гибкость ума — это свойство находить новые способы и решения возникшей проблемы при изменении условий и обстановки. Близкое ей свойство — самостоятельность ума — свобода мысли от шаблонных способов решения разнообразных задач и предвзятых предположений. Противоположность этим качествам — шаблонность ума, т. е. мышление заученными штампами, без участия творческого воображения.

Широта ума — умение охватить всю проблему целиком, не упуская одновременно и необходимые для дела частности. Успешность решения сложной задачи зависит от осмысливания всех ее данных, — иногда даже в короткое время, требующее быстроты решения.

Быстрота ума характеризуется скоростью решения умственных задач. Бесспорно, различные виды деятельности предъявляют разные требования к этому качеству мышления. Однако во всех профессиях иногда складываются такие обстоятельства, где нужна быстрая оценка задачи, обстановки и порядка решения этой задачи. Подлинная быстрота мысли всегда сохраняет высокую связь с критичностью мышления, чем и отличается от торопливости мышления. Торопливость мышления часто бывает в следствии своеобразной лени мысли, которая заставляет человека хвататься за любое решение, только бы прекратить тяжелую мыслительную работу, и толкает его следовать непроверенным предположениям. При замедленном мышлении сам процесс мышления не нарушается, но протекает в более или менее низком темпе. Это может быть следствием как недостаточных знаний и неразвитых умственных навыков, так и качеством личности, связанным с общей медлительностью. Переутомление, особенно умственное, очень часто проявляется именно в замедлении скорости мышления.

Творческий ум — выражает глубокую взаимосвязь мышления человека с его творческим воображением. Нетворческое мышление характеризуется непродуктивностью, слабостью творческого воображения. Когда уже известно, что ответ на вопрос неверен, а он навязчиво появляется в сознании, и при этом не возникают никакие новые ассоциации, могущие натолкнуть человека на правильное предположение или решение вопроса, — в таких случаях говорят о скудости мышления. Скудость мышления является не только результатом бедности опыта в той области, к которой относится данная проблема; она может быть и временной, возникшей вследствие воздействия факторов, угнетающих психику и снижающих подвижность нервных процессов (утомление, заболевание и пр.).

Сочетание активности творческого мышления и критичности определяют инициативность, а последняя в сочетании с быстротой мышления — сообразительность.

В обучении педагогу часто приходится сталкиваться с учащимися, мышление которых еще не развито до конца и не соответствует требованиям, предъявляемым к нему в процессе изучения учебного материала. Поэтому, в ходе обучения педагог должен не только показывать и объяснять действия, но и развивать у учащихся мышление, требуемое для правильного выполнения этих и подобных им действий в изменяющихся условиях. С этой целью нужно:

- часто задавать вопросы, которые требуют осмысливания показанных и объясненных действий;

- когда учащийся верно объясняет порядок и способ выполнения определенного действия, спрашивать: «Почему надо поступать именно так, а не иначе?»;

- добившись достаточно точного и правильного объяснения или практического выполнения изучаемого навыка в наиболее простых условиях, усложнять и изменять условия его выполнения, требуя сообразительности и находчивости;

- создавать проблемные ситуации, которые требуют от учащегося самостоятельного осмысливания и принятия необходимого решения в данной ситуации;

- во время выполнения учащимися упражнений требовать постоянного контроля своих действий, анализа допускаемых ошибок и принятия самостоятельных решений. Педагогу надлежит постоянно помнить психологическую закономерность: там, где учащийся не видит и не понимает, правильность своих действий, он не может ничему научится, и, в тоже время, чем лучше он понимает ход и результаты своих действий, тем быстрее их усваивает.

Все рассмотренные формы мышления, виды мыслительных действий, качества и свойства ума учащегося в различной степени проявляются в процессе обучения. Чем полнее и чаще они проявляются, тем лучше развиваются у учащегося его умственные способности, которые становятся чертами его личности. А сочетание стойких положительных свойств и высокое развитие мышления определяют общую способность добиваться объективной правильности решения — продуктивность ума.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.